FB130 Репетитор по математике Федор Борисович Смирнов e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовлю к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

Летняя математика: с чего начать, даже если заканчивается июнь

Определите цели. Определите пути. Продумайте мотивацию. Договоритесь о правилах игры. Приступайте к занятиям.

Шаг 1. Определите цели

Сравните несколько родительских «Я хочу».

«Я хочу, чтобы ребенок летом занимался математикой».

«Я хочу, чтобы ребенку в сентябре было легче включиться в учебный процесс».

«Я хочу, чтобы ребенок за лето подтянулся и наверстал упущенное».

«Я хочу, чтобы ребенок научился решать новые олимпиадные задачи».

Все эти родительские «хочу» подразумевают, что ребенок летом должен заниматься математикой. Но если первое желание – это просто желание нагрузить ребенка без ответа на вопрос «А зачем?», то остальные уже содержат ответ на этот вопрос, поскольку у них есть цель.

Вот только цели у этих занятий разные, а значит, и содержание и форма этих занятий тоже будет разной.

Итак, первый шаг – найдите ответ на вопрос «Зачем вашему ребенку нужны летние занятия математикой?».

Выбирайте:

подтянуть. Во время летних занятий можно подтянуть знания, ликвидировать отставания по школьной программе.

сохранить. Летние занятия нужны, чтобы за каникулы ребенок не разленился и не разучился думать. Они позволяют поддерживать уровень, которого ребенок достиг к концу учебного года уровень

развить. Летние задания дают возможность заглянуть за пределы школьной программы, познакомиться с олимпиадной и занимательной математикой.

все вместе, в той или иной степени. Ну да, именно так большинство родителей и формулирует цель летних занятий.

Шаг 2. Определите пути

Как достичь поставленных целей? С чьей помощью? Какими средствами/способами? По каким учебным пособиям?

Подробные ответы требуют самостоятельной статьи (уже в работе), пока же ограничусь тезисами.

Кто будет заниматься с ребенком?

Вариантов всего три: самостоятельные занятия без взрослых, приходящий репетитор, мама/папа/бабушка.

Проверено неоднократно: ребенок не сможет заниматься сам. Самостоятельные занятия математикой в возрасте 8-11 лет – даже если ваш ребенок суперответственный – это из области сказок и ненаучной фантастики.

Репетиторы. Если вы приглашаете репетитора на лето, мои советы вам не очень-то и нужны, хороший специалист вам расскажет то же самое и даже больше.

Остается третий вариант: мама/папа/бабушка/дедушка/старшие братья/далее по списку родственников. Итак, определяем, кто из взрослых членов семьи будет контролировать занятия. (Не страшно, если вы подзабыли школьную математику или не очень хорошо считаете. Ваше дело не пересчитывать за ребенком, а проверять, совпадает ли ответ/решение с правильным.)

Когда и сколько ребенок будет заниматься?

В каникулы можно заниматься 4-5 раз в неделю. 60 минут в день на математику – более чем достаточно.

Договоритесь, что занятия будут проходить в определенное время (например, после завтрака). И что ребенок должен будет выполнить фиксированное количество упражнений. Если сделает все быстрее, чем за час, — пойдет играть/гулять раньше (это его право, см. «Правила игры»).

Учебные материалы и пособия

Выбор зависит от поставленных целей.

Школьная математика. Вы можете использовать уже пройденные школьные учебники («подтянуть, ликвидировать пробелы») или взять учебники за минувший класс, но по более сложной программе (например, Петерсон, если вы учились по Моро) – по ним можно «укрепить и развить».

Занимательная и олимпиадная математика представлена на книжных полках самыми разными изданиями. Возьмите любую книгу в руки, полистайте и спросите себя – вы сможете объяснить ребенку решение той или иной задачи, если он вдруг попросит о помощи? Критерий выбора здесь понятен: все задания должны быть с ответами и объяснениями, которые понятны вам. Вы поняли – значит, сумеете объяснить и ребенку.

Работа на планшетах (нужен интернет). Моя летняя онлайн-программа «Веселая летняя математика» предназначена для окончивших 2-3-4-й классы. Ежедневное задание, рассчитанное на 60 минут, содержит забавные задачи и незабавные уравнения, «длинные примеры» на порядок действий и интересные логические головоломки. Каждый день – новая олимпиадная задача – с решением и объяснениями.

Проверять мое ежедневное задание очень просто: это делает компьютер, который говорит «Верно» или «Неверно. Верный ответ такой-то». Наряду с ответами родители видят решения и объяснения, так что вы всегда сможете проконтролировать ребенка – и помочь, если это потребуется.

Для укрепления навыков я подготовил множество тренажеров (устный счет, уравнения, школьные и олимпиадные задачи).

Стоимость доступа до конца лета – 350 215 руб. Предварительно нужно зарегистрироваться.

Шаг 3. Продумайте мотивацию

Всегда есть риск услышать от ребенка сердитое «Отстань от меня со своей математикой» и даже гневное «Ненавижу твою математику!». С какой стати он/она должны пахать, когда все остальные валяют дурака, играют и развлекаются?!!

Ребенок не будет работать для достижения ВАШЕЙ цели. Он будет работать, только если поймет, зачем это нужно ЕМУ. И если захочет достичь СВОЕЙ цели или заработать заслуженную награду.

Чтобы добиться от ребенка сознательного желания заниматься, постарайтесь объяснить ему выгоду летних занятий. Можно использовать самые разные аргументы: от «придешь в сентябре – и будешь самым умным» до «летние задания – в отличие от скучных школьных – яркие, веселые и интересные» (см. образец ежедневного летнего задания на моем сайте olimpiadaFB.ru).

Заинтересованность ребенка подкрепляется мотивацией. Для этого используются те же самые методы мотивации материальной и нематериальной, что и «на взрослой работе».

Включайте свое воображение – и придумывайте поощрения за летние занятия с учетом интересов ребенка и ваших возможностей.

«Выполнишь задание – получишь дополнительное мороженое».

«Решишь 30 уравнений и сделаешь не больше 3 ошибок – можешь гулять/купаться на час дольше».

«Пройдешь тренажер «Космические монстрики» — заработаешь полчаса игры на планшете».

Или банальные деньги: «Выполняешь сегодняшнее задание —  получаешь 10 – 50 — 100 (рублей, долларов, биткоинов…).

Нематериальные поощрения тоже работают. От объявления благодарности за обеденным столом в присутствии всех членов семьи до забавных татушек на руку или наклеек на персональный наградной лист.

Как сочетание нематериальной и материальной мотивации можно использовать именной лист «Летняя математика. Мои достижения» (скачать образец) с клеточками для наклеек. За 20 наклеек положен приз первого уровня, за следующие 20 – приз 2-го уровня, а еще за 30 – уже приз 3-го уровня. Что это будут за призы – думайте сами, ведь вы лучше знаете запросы и интересы своего ребенка.

Шаг 4. Определите правила игры

(Эти шаги — №3 и №4 – родители должны сделать не последовательно, а одновременно).

Расписание. Установите дни и часы занятий. Помните, даже в каникулы у ребенка должны быть выходные.

Длительность занятий. Не поддавайтесь соблазну установить жесткое время – например, не меньше часа. Ребенок может целый час просмотреть в окно, а потом с чувством выполненного долга убежит на улицу или уткнется в планшет. Лучше установить минимальный объем задания.

Объем задания. Обговорите с ребенком объем ежедневных упражнений и заданий. «Чем больше, тем лучше» – не сработает. Формулировки должны быть четкими: например, 2 страницы, 10 упражнений, 30 примеров.

В случае использования моего сайта, объем можно установить такой:

— ежедневное задание (дается 60 мин., но реально хватает 30)
— два школьных тренажера по 5 мин.
— два олимпиадных тренажера по 5 мин.

Поощрения и наказания. Обговорите систему поощрений (см. выше «Мотивация»). И систему штрафов за большое количество ошибок тоже обговорите. Иначе ребенок быстро сообразит, что ему выгодно быстренько что-нибудь как-нибудь сделать – и свобода! Нет, делать нужно быстро – но без ошибок! Поэтому много ошибок – будь любезен, сделай дополнительно еще парочку подобных упражнений…

Шаг 5. Приступайте к занятиям.

Распечатайте лист «Летняя математика. Мои достижения» (скачать образец) с клеточками для наклеек.

И – успехов вам в нелегком родительском деле обучения детей математике. Летом. В каникулы. Когда все остальные дети валяют дурака и радуются жизни…

Задания, которые выполняют мои ученики

Мы в Facebook

полоска присоединяйтесь
Добавляйтесь в друзья в Facebook. Матшкола Смирнова Заходите на страницу Школы в Facebook www.facebook.com/repetitorFedorSmirnovполоска