Позвонила мама четвероклассника, хотела записать сына на мой математический кружок в Новых Черемушках. Рассказала о проблеме: сын быстро забывает то, чему его научили. Только что вроде бы прошли тему, разбирали задачи, а когда нужно решить похожую задачу — он справиться с ней не в состоянии. Спросила у меня, какие методики я применяю на кружке, чтобы дети не забывали пройденное.
Увы, эта ситуация знакома многим родителям – в одно ухо влетает, из другого вылетает…
Дело в том, что у многих детей в этом возрасте еще не развито абстрактное мышление. Доминирует конкретное восприятие. Именно поэтому прорешав задачу про автомобили, ребенок не всегда может догадаться, что и про велосипедистов, и про ползущих муравьев, и про самолеты задачи должны решаться точно таким же способом.
Пример из моей практики. Решали задачу про пони и гномов (15 голов, 36 ног). Разобрали пару способов решения (Математический кружок в Новых Черемушках – занятие 26 октября). Через две недели нашлись дети, которые «не узнали» похожую задачу про цыплят и котят на школьном дворе. И только мой прямой вопрос «на какую задачу это похоже?» заставил их воодушевленно воскликнуть «про пони!». И после этого правильное решение было делом пары минут.
Или задача про мешок с золотом (сколько весит пустой мешок, если полный весит 112 фунтов, а наполненный наполовину – 57 фунтов). Прорешали, разобрали, поняли. Прошло 3 недели – и некоторые ученики вдруг споткнулись на точно такой же задаче про Винни-Пуха и бочонок с медом (полный бочонок – 7 кг, наполовину пустой – 4 кг). Опять спросил в лоб, на какую задачу похоже…
Итак, о методике. Повторенье – мать ученья.
Способ 1. Серия одинаковых задач. Время от времени на кружке я даю несколько однотипных задач. Прорешав половину, школьники остальные решают уже «на автомате». Пример: Пять новых задач для математического кружка.
Проблема в том, что существует очень много – несколько десятков – типов олимпиадных задач, с которыми мне нужно познакомить моих подопечных. Поэтому на каждом занятии мне приходится делать выбор: решать несколько однотипных задач – для лучшего запоминания. Или решать разные задачи, чтобы расширить математический кругозор детей.
Способ 2. «На что это похоже». Спрашиваю учеников, на что похожа новая задача. Как правило, этот вопрос не вызывает сложностей. И они легко вспоминают. Остается только закрепить эту привычку: при решении любой задачи спрашивать, на какую (из ранее решенных) она похожа.
Для родителей, которые хотят сами помочь своему ребенку, вполне подходит способ №2. Спрашивайте у своего сына (дочки), на что похожа задача. Пусть вспоминает, привыкает думать и анализировать. И тогда ухо, через которое все вылетает, будет работать только на вход, на восприятие и запоминание.