Провожу тут занятия с 9-классником. Ситуация с ним довольно распространенная – долгое время валял дурака, а тут взялся за ум. Все вдруг сложилось как надо: и сам он понял, что нужно учиться, и родители смогли достучаться до него. В общем, пашет Дима (имя, как обычно, я изменил) усердно, наверстывает упущенное. Настолько мне его старание понравилось, что я маме так и сказал – как мне приятно работать с умным учеником, который понимает все с полуслова.
Но работать с ним мне как репетитору по математике нужно много – он, к сожалению, некоторых вещей из программы предыдущих классов либо не знает, либо имеет смутное представление. Либо делает простые вещи слишком уж сложным способом.
Вот одну такую простую вещь я ему объяснил так, как это объясняю детям в 3-4 классе на моем математическом кружке. На пальцах. Точнее, на мешках с орехами.
Простенькая задачка из тестового ГИА-2014. Хвойные деревья к лиственным относятся как 1:4. Каков процент лиственных деревьев. Смотрю, Дима усердно стал что-то чертить в тетради – это он пропорцию пытается составить. Время идет – результата нет.
Ладно, говорю, давай я тебе объясню на мешках с орехами. Он удивленно на меня взглянул – не разыгрываю ли я его. (Ну, бывает, подшучиваю иногда, но не обидно…) Серьезно, говорю, с мешками получится проще. Представь, что Маша и Миша пошли в лес за орехами. Набрали орехов в отношении 1:2, всего тридцать орехов. Маша сложила орехи в 1 мешок, а Миша – в два.
— Сколько мешков? – спрашиваю.
— Три, — с некоторой настороженностью отвечает Дима.
— А сколько орехов в каждом мешке?
— Тридцать орехов на три мешка – десять!
— Сколько в результате орехов у Маши?
— Десять!
— А у Миши?
— Двадцать, чего ж тут непонятного…
Ладно, переходим к процентам. Отношение один к четырем. Спрашиваю – здесь сколько мешков? Отвечает – пять. Сколько процентов в каждом мешке? – Двадцать.
Так сколько процентов на лиственные приходится? – Четыре мешка по 20 – получается 80.
И так удивленно смотрит на меня – настолько простой оказалась задачка, что он сумел ее решить устно, быстро – и правильно!
А через мгновение Дима меня поразил. Своим наивным вопросом. Он спросил, почему им в школе вот так просто никто не объясняет?
Каюсь, не удержался. И позволил себе высказать наболевшее – и о деградации системы образования, и о неприличных зарплатах учителей при все возрастающих нагрузках, и об отсутствии мотивации к учебе у наших рублевских школьников и т.д.
— Считай, что тебе повезло, раз твои родители тебя ко мне привели, — скромно говорю я. И Дима со мной согласился.
Вам была полезна эта страница? Покажите ее своим знакомым и друзьям!
Я буду признателен, если вы отправите ссылку знакомым — тем, кому может пригодиться информация о подготовке к поступлению в сильные школы и к участию в математических олимпиадах
— —