Некоторые родители считают, что подготовка ко вступительным экзаменам должна идти по принципу «чем больше, тем лучше». Чем больше ребенок прорешает задач, тем лучше. Чем больше он решит уравнений, тем лучше. Чем больше олимпиад, тем лучше. Чем больше заданий, тем лучше…
И это так. Чем больше нагружать детей, тем сильнее они становятся. Только вот всегда ли можно распознать ту последнюю добавленную соломинку, под тяжестью которой рухнул такой сильный и выносливый верблюд?
Пару лет назад на моем математическом кружке довольно ярко блистал мальчик, назову его Костя. С легкостью решал задачки, быстро понимал мои объяснения, схватывал все на лету. И вот как-то раз я дал всей компании «математическую карусель» — несколько несложных заданий, которые нужно решать одно за другим. Дружно щелкаем их как орешки, дети по очереди называют ответы. Но когда очередь доходит до Кости, тот молчит, хотя обычно он «выстреливает» ответ без запинки.
Приглядываюсь к его листку – и вижу, что у него и предыдущие ответы не записаны. Понимаю, что что-то не так. Выдаю новое задание всей компании, а Костю отвожу на кухню.
На парня жалко смотреть – настолько ему непривычно оказаться в роли самого слабого ученика. Губы трясутся, глаза на мокром месте, голос дрожит. «Федор Борисович, ну Я НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ!!!» — и в слезы…
«Включаю» успокаивающий тон, протягиваю парню стакан воды, пытаюсь разобраться в ситуации. Картина становится ясной, когда он рассказывает, что за последнюю неделю он сидел за математикой по несколько часов в день. И это были не мои, а дополнительные задания, которые ему выдали заботливые родители. Вступительный экзамен послезавтра (в понедельник), а на завтра, на воскресенье, он записан на очередную олимпиаду по математике.
«Не волнуйся, я поговорю с родителями», — успокоил я Костю. Моих слов оказалось достаточно, чтобы к парню вернулось хорошее расположение духа и он включился в работу. Не в лучшей форме, но вполне терпимо.
«Никаких олимпиад накануне экзамена, — строго заявил я Костиной маме, когда та пришла забирать мальчика с занятий. – Пусть отдыхает: кино, зоопарк, мороженое и 33 других удовольствия. Иначе вся подготовка, которую он получил за год, пойдет насмарку».
Надо отдать маме должное – она прислушалась к моим советам. Результат: олимпиада пропущена, зато экзамен успешно сдан.
… На своих лекциях для родителей я рассказываю про эту ситуацию, когда отвечаю на вопрос, нужно ли нагружать детей дополнительными заданиями. Нужно! Вы знаете своего ребенка и его возможности гораздо лучше, чем учитель или репетитор по математике. Нагружайте, заставляйте работать. Но помните про несчастного верблюда.
Другие заметки про детские слезы:
«Позорное» кресло для умной девочки, или Детские слезы-1
Пифагоровы штаны, или Детские слезы-2
Синдром старшего брата, или Детские слезы-4 (готовится)
http://repetitorfb.ru/?p=2357