FB130 Основатель школы Федор Борисович Смирнов
e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовим к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

«Позорное» кресло для умной девочки, или Детские слезы-1

Коллекционирую подборку ситуаций, когда дети плачут на моих занятиях. Когда они включают самый безотказный – с их точки зрения – защитный механизм, выдавая весь спектр эмоций – от «глаза на мокром месте» до «никаких платков не хватит». Но обо все по порядку.

девочка-плачетОдна третьеклассница, назовем ее Катя (в своих заметках я, как правило, не называю настоящих имен), на занятиях математического кружка была самой активной: она быстрее всех считала, быстрее всех решала задачи, быстрее всех находила верные ответы на каверзные вопросы.

Но… Она не просто тянула руку – «спросите меня!!!», а выкрикивала ответ. Рассчитывая, видимо, что я ее похвалю. Мол, какая она умная и сообразительная. Я не скуплюсь на похвалы – детям нужно вербальное поощрение, которое повышает их самооценку и заставляет работать лучше. Тем более, если похвала заслуженная. И Катю я хвалил достаточно часто. Но когда она реально стала мешать другим – не оставляя им никакого шанса подумать – я «включил строго учителя». И предупредил, что пересажу ее из-за стола в кресло у противоположной стены. И это кресло будет не «почетным», как во время устного счета, а «позорным».

Предупреждение сработало – ровно на 5 минут. После чего Катя по старой привычке громко выкрикнула ответ. «На кресло!» — строго приказал я, грозно хмуря брови и стараясь сохранить серьезное выражение лица. Реакция девочки была предсказуема. От жалостливого «Я больше так не буду…» и «Федор Борисович, простите меня, пожалуйста…» – до  упрямого « Не пойду!».

Ну, я с этим не первый раз сталкиваюсь. Все мои группы разные, но в каждой есть свои лидеры и тихони, заводилы и паиньки. И время от времени возникает ситуация, когда мне приходится жестко напоминать: «Мой кружок – мои правила».

В этот раз я прибег к банальному шантажу – пока Катя не сядет в кресло, я занятие продолжать не буду. И ушел на кухню – как раз нужно было помыть кружки после какао. Катино слезливое «Я больше не буду…» сменилось на общий хор «ну Федор Борисович, простите ее»… Заглянул в комнату, строго изрек «Мой кружок – мои правила» и вернулся на кухню стирать со стола крошки от пряников.

Шушуканье в комнате сменилось каким-то шевелением и радостным призывом вернуться, потому что Катя уже сидит в кресле. Захожу в комнату, и вижу, что на «позорном» кресле сидит Вера, которая нацепила бейджик «Катя». Улыбаюсь, но не принимаю игры и снова ухожу.

В итоге Катя – со слезами – села в кресло. И я продолжил занятие, раздав всем, кроме провинившейся, задания. А сам с Катей вышел на кухню, где дал ей стакан воды и объяснил, что я очень высоко оцениваю ее ум и знания. И что она молодец. Но нельзя мешать другим работать. Нельзя лишать других радости думать и находить правильный ответ. И попросил ее соблюдать заведенный порядок. Девочка пообещала и побежала обратно за стол.

«Шоковая терапия» помогла. Тем более что причина такого поведения была достаточно понятной. Родители дома девочку хвалили мало и редко. А ей так хотелось почаще слышать добрые слова и получать заслуженные похвалы.

Вывод. Родители, хвалите своих детей. Даже если совершенно не за что – все равно найдите какой-нибудь повод и похвалите. И почаще говорите им, что вы их любите.

Читайте дальше:

Пифагоровы штаны, или Детские слезы-2

Ребенок не верблюд, или Детские слезы-3

Синдром старшего брата, или Детские слезы-4 (готовится)

http://repetitorfb.ru/?p=2284