Есть у меня мини-группа, в которой к поступлению в 5 класс математической гимназии готовятся двое: назову их Лена и Андрей. Оба достаточно сильные ученики, причем с незаурядным чувством юмора. Часто подкалывают друг друга, причем эти подколки необидные — комплекса неполноценности у этой парочки точно нет, уверенность в своих силах у них на лицах написана несмываемой краской: «Я ну о-о-очень умный / умная!».
Лена меня поразила еще осенью, когда на одном из первых занятий во время перерыва «выстрелила» дюжиной веселых задач, превратив наше какао-питие в блиц-турнир, олимпиаду и годовую контрольную вместе взятые. Пришлось даже отметить и поощрить ее внеочередной звездочкой-наклейкой.
Андрей хорошо соображает, но когда думает над очередной задачей, постоянно вертит в руках ручку. Часто не надев колпачок. И если ручка гелевая, то следы его раздумий явно отражаются на ладонях – они все покрываются слоем гелевых чернил. А если он в задумчивости еще и лоб потрет, то и на мудром челе становятся заметны следы размышлений. Вот почему я стараюсь не давать ему гелевые ручки, когда он забывает свои (что случается довольно часто).
Чувство юмора и любовь к подколкам как-то чуть не сыграли с нами злую шутку. Только-только Андрей поднес ко рту чашку с какао и сделал первый глоток, как прозвучала очередная подколка… Бедный мальчик с полным ртом, сдерживаясь изо всех сил, чтобы не прыснуть со смеху, закрыл рот двумя руками и… Но, к счастью, все обошлось. Иначе нам долго бы пришлось оттирать какао со стен, пола и всей кухонной мебели.
… Эту зарисовку о своих учениках я набросал, когда они делали тестовый вариант вступительных в ЛИТ 1533. На решение десятка задач отводится 20 минут. Специально предупредил, чтобы друг у друга не списывали. Отсел от стола в кресло, дал им «полную свободу», но потихоньку контролировал, как они работают. Забавно было наблюдать, как Андрей время от времени скашивал глаза в сторону соседкиного листочка, а когда ловил мой вопросительный взгляд, тут же делал невинное лицо: «А я что, я ничего!..»
Ну и в результате списал неверный ответ, который Лена позже зачеркнула и заменила на правильный, а у Андрея так ошибка и осталась. На разборе в очередной раз подчеркнул, что списывать на тестировании не только бесполезно, но и вредно. Потому что даже сильный ученик делает ошибки.
… Когда я прочитал Лене и Андрею свои записи, они заулыбались. Но в эпизоде про списывание Андрей нахмурился и сказал, что зато он сложную задачу решил, а Лена нет. Согласен, в чем-то Лена оказалась сильнее, в чем-то Андрей. Оба просто умнички. Надеюсь, что и на реальном тестировании (оно проходит 28 марта и 6 апреля) они также покажут хорошие результаты.
Вы планируете поступать в 5 класс в гимназию 1534, 1543, лицей информационных технологий 1533 ЛИТ или физматшколу 2007?
Записывайтесь в мой математический кружок в Новых Черемушках.