FB130 Основатель школы Федор Борисович Смирнов
e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовим к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

Нематематические методы развития математического мышления: интересно и по-летнему весело

Часто получаю письма с просьбой оценить математические способности ребенка, помочь родителям определить, стоит ли отдавать ребенка в математический класс или это – не его.

Обычно я на такие просьбы отвечаю отказом. Пишу, что за одно занятие получить ответы на эти вопросы нереально. Дети нервничают, много времени уходит просто на то, чтобы успокоить их и привести в адекватное состояние. Что на первой встрече ответы 2х2=5 не редкость (и это правда!). Но самое главное – дети растут, меняются, взрослеют, поэтому вчерашний медлительный неумеха за несколько месяцев вдруг превращается во вполне сносного, подающего надежды юного математика.

Развивать математические способности младшего школьника можно по-разному.

Стандартные задания.

Можно нагружать его примерами и задачами сверх школьной программы. И если делать это с умом (использовать методы материальной и нематериальной мотивации), ребенок нормально работает и развивает умение и навыки решать стандартные задачи и делать стандартные вычисления. Родителям остается только сверять ответы, указывать на ошибки и добиваться, чтобы ребенок пересчитал и получил верный ответ.

Нестандартные задачи.

Можно подгрузить детей олимпиадными и нестандартными задачами. Чем больше таких задач в багаже у ребенка, тем легче ему выступать на олимпиадах и вступительных. Но здесь родителей ожидает огромная сложность – важно, чтобы ребенок понял, как решать ту или иную задачу, но без использования «взрослых методов» — уравнений, систем неравенств, НОК НОД и т. д. Именно за это – за умение объяснить ребенку, как можно решить ту или иную задачу «детским методом», — и ценятся хорошие репетиторы. (История из жизни. Мама девочки перед занятием просит меня объяснить решение задачи про периметры. «А то, — говорит, — у нас папа с дедушкой чуть не подрались, а девочка все равно их не поняла»).

Головоломки и логические задания

А можно выдать ребенку стопку головоломок и логических задачек (решить которые взрослому тоже по силам) – и наблюдать, как крутятся шестеренки в его/ее голове, как с каждым правильным решением растет уверенность ребенка в своих силах, а интерес к подобным заданиям становится все больше и больше.

«Искалки», «Найди 10 различий», лабиринтики и закономерности на математическом кружке.

Среди самых любимых заданий, которых 2- и 3-классники ждут с нетерпением, — это «искалки». На большом рисунке нужно найти спрятанные в деталях маленькие картинки. Процесс поиска обычно сопровождается возгласами: «Гениально! Засунуть зонтик в прическу!» или «Ну кто догадался положить щетку в кастрюлю!». На лекциях я объясняю родителям, что такие задания – это типичный пример нематематического метода развития математических способностей. Ведь что такое «умение решать нестандартные задачи»? Это умение сканировать (в своей памяти) самые разные ранее решенные задачи и поиск похожих ситуаций. А что такое «искалки» — точно такое же сканирование, только на листочке, и поиск совпадений.

К сожалению, во время учебного года я не могу выделить время на занятиях вот на такие увлекательные задания. Зато на летнем кружке – на каждом занятии – мы выдаем детям по несколько листочков с головоломками, «искалками» и лабиринтиками. Ведь летние занятия не должны повторять скучные школьные уроки. Поэтому у нас весело, интересно и азартно – дети соревнуются, победители в каждом задании получают призовые доминошки, которые в конца занятия конвертируются в наклейки. А уж наклейки, собранные на личном листке участника летнего математическго кружка, превращаются в призы разных уровней.

(И да, чистая математика, примеры, задачи, уравнения, устный счет на кружке тоже есть).

О летнем кружке школы олимпиадной математики Ф. Б. Смирнова

Ждем окончивших 2-й, 3-й и 4 класс в любые дни с 26 мая по 11 июня. Рядом с м. Новые Черемушки. Группы 11.00 – 12.30 (мест осталось очень мало) и 12.45 – 14.15 (места пока есть). Подробности и порядок записи – здесь.