FB130 Основатель школы Федор Борисович Смирнов
e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовим к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

Синдром ленивого мозга, или Почему дети плохо считают после зимних каникул

дети-зевают-150Два раза в год – и это прекрасно известно каждому репетитору по математике – дети испытывают серьезный стресс, когда после летних и зимних каникул им приходится идти в школу. За 2-3 летних месяца, так же как и за 2 недели новогодних праздников, юные мозги зачастую напрочь отвыкают работать. И возвращение к учебным нагрузкам дается детям ой как нелегко.

Из переписки с родителями сразу после новогодних каникул

Здравствуйте, Федор Борисович!
Какое прекрасное лёгкое домашнее задание вы дали в этот раз! И каааак же доооолго сидел с ним наш посленовогодний мальчик…
Надеюсь, у вас есть какие-то волшебные методы по ускорению мозговой деятельности и по снижению рассеянности внимания?!
Пожалуйста, применяйте их активно на каждом занятии! Наше домашнее стимулирование пока не очень эффективно…

Причины объективные и не очень

Про летние каникулы напишу как-нибудь в другой раз, пока остановлюсь на зимних. Вот, пожалуй, самые понятные причины «размягчения» мозгов за период новогодних праздников.

  1. Накопившаяся за сентябрь-декабрь усталость. Напомню, что ваши дети, как правило, живут в режиме постоянной перегрузки. Сколько у них дополнительных занятий помимо школы?
  2. Авитаминоз плюс дефицит солнечного света.
  3. Отсутствие привычной учебной нагрузки и длительный период безделья.
  4. Изменение режима дня. За две недели многие дети привыкают позже ложиться (привет новогодней ночи!) и позже вставать. Поэтому первое рабочее утро – это просто какой-то кошмар!..
  5. Подсознательное стремление продлить праздник. И хотя я встречал учеников, которые предпочитали компьютерным играм и другим развлечениям сложные математические задачи, их, как вы понимаете, было гораздо меньше, чем обычных, в меру ленивых и не рвущихся совершать трудовые подвиги детей.

Из переписки с родителями сразу после новогодних каникул

Здравствуйте, Федор Борисович!
Меня на днях несколько расстроила ситуация, хотелось бы с вами посоветоваться.
По ряду причин наиболее желаемой для нас школой является 1514. В феврале, наверное, как обычно, будет олимпиада, по итогам которой можно туда поступить. В выходные предложила дочке попробовать решить задания по математике из прошлогодней олимпиады. Она посмотрела на них, сказала, что все они узнаваемые, подобное в мини-группе вы решали, как решать — знает. И все до одного решила неправильно.
Потом мы стали сверять с опубликованными решениями, дочка сказала, что все ее ошибки «были случайными» и «теперь она все поняла».
Я бы очень хотела проверить, действительно ли по невнимательности она «налепила» все эти ошибки. Замечаете ли вы такую же ее невнимательность на ваших уроках?

Мой ответ.Небольшое утешение: в каникулы у многих детей мозги отключились от рабочего ритма, дети допускают самые нелепые ошибки. Практика показывает, что двух-трех недель достаточно для возвращения в боевой настрой.

Что же делать? Три совета родителям.

Уверен, что каждый найдет здесь подходящий именно ему (ей).

Вариант 1. Ничего не делайте.

За неделю-другую все придет в норму. Ребенок привыкнет вставать рано, необходимость выполнять домашнее задание заставит его мозги включиться; работоспособность, внимательность и сообразительность восстановятся до обычного уровня.

Важно: хвалите ребенка за малейшие успехи. И не ругайте за неудачи. Объясните ему, что его способность соображать восстановится, если он сам приложит к этому усилия.

Вариант 2. Дозируйте нагрузку, постепенно ее увеличивая.

Дайте ребенку неделю на вхождение в рабочий ритм, выдавая каждый день небольшие порции дополнительных заданий. Объем заданий можно планомерно увеличивать.

Важно: задания должны быть ежедневными, но посильными и разумными по объему.

Вариант 3 (на будущее). Загружайте ребенка даже в каникулы.

У меня есть статья, как заниматься математикой с ребенком летом. Те рекомендации годятся и для зимних каникул. Подготовьте задания на каждый день, договоритесь с ребенком о нагрузке и правилах игры, придумайте систему поощрений. И тогда получасовые ежедневные занятия позволят вам в значительной степени избежать проблем со снижением работоспособности вашего драгоценного чада.

Из переписки с родителями сразу после публикации статьи

Добрый вечер, Федор Борисович!
Рада, что мое письмо оказалось стимулом для создания такой полезной статьи!
Я, кстати, интуитивно старалась умеренно нагружать его математикой в каникулы, просто, чтобы мозги в тонусе оставались…
В статье вы пишете про «подсознательное стремление продлить праздник» — вот это в точку!.. Я уже несколько дней сильно болею (схватила вирус), так вот сын пару раз недвусмысленно высказался, как бы он хотел тоже поболеть, полежать дома и не делать уроки. Несмотря на все мои попытки изолироваться, сегодня его желание увенчалось успехом (лежит теперь с температурой и счастливой улыбкой на лице, от того что завтра не пойдет в школу!! Жуть какая, правда?!)
Очень надеюсь, что к выходным мы будем в состоянии посетить День открытых дверей в ЛИТ и, конечно, ваше занятие!
С уважением…

Полезная информация для родителей

Еще больше советов и разборов ситуаций я даю на своих лекциях для родителей. Тема, дата, стоимость и заявка на посещение лекции – здесь.

http://goo.gl/oFgPek