FB130 Основатель школы Федор Борисович Смирнов
e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовим к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

Про сыр, мышку и голубя-воришку

Забавные истории случаются на каждом занятии моего математического кружка и мини-групп по подготовке к поступлению в математические гимназии и лицеи. Вот несколько зарисовок с сентябрьских занятий.

Сыр, мышка и голубь-воришка.

сыр-мышка-голубь-160Девочка получила задание – помочь мышке пробраться к сыру через числовой лабиринт, где двигаться можно только по числам, которые делятся на 5. Включаю секундомер – и погнали!.. Думает, пыхтит, ищет путь к лакомому кусочку. И вдруг за открытым окном (за бортом бабье лето, +20) раздается громкое курлыканье. На соседском подоконнике вальяжно расселся сизокрылый и громко распевает свои голубиные баллады. Тут, конечно, девочке стало не до сыра, и она воспользовалась поводом, чтобы отвлечься и выглянуть в окно. Однако повод испугался и сразу же же улетел. Разочарованная девочка вернулась к заданию и быстренько его завершила. Будучи человеком справедливым, я вычел из показаний секундомера 15 секунд, потраченные на наблюдение за живой природой, так что результат оказался вполне приличный.

Чувство юмора как метод решения олимпиадных задач.

Задал третьеклассникам известную задачу про 6 яблок в вазе, которые нужно поровну разделить между репетитором по математике и пятью учениками, причем одно яблоко должно остаться в вазе. Резать яблоки нельзя. Как всегда, посыпались разные версии, но без ножа не смог обойтись никто. «Не годится, — говорю, — думайте дальше». В этой группе до решения не додумался никто, пришлось подсказать. Решение такое: все ученики получают по яблоку, а руководитель математического кружка берет себе яблоко вместе с вазой. Условие выполнено — яблоки поделены поровну, одно осталось в вазе. И тут один смышленый мальчик робко тянет руку. «Есть решение с юмором, но не знаю, годится ли». «Давай, — подбадриваю я его. – Выкладывай!» «Если ваза будет очень большой, то в нее можно будет посадить ученика, и у него будет яблоко в вазе». Все рассмеялись, я мальчика похвалил, а это решение позже часто приводил в пример другим ребятам, которые пытались шутить, но не очень удачно. Шутка должна быть смешной и к месту, либо ее быть не должно.

С детской горки – в глубокую лужу.

Дал трем ученикам очередное задание из цикла «Учимся читать». Не в том смысле, что буквы и слоги изучаем, а что учимся внимательно читать условия и распознавать спрятанные там подводные камни. Один умненький мальчик сделал феноменально быстро, намного опередив остальных. Когда двое отстающих подтянулись и мы стали проверять решение, выяснилась причина успеха первого – ему (по моей ошибке) достался вариант для 3 класса, где вычисления на порядок легче. Победитель так веселился, словно ему не 10 лет, а вдвое меньше. «Ты такой довольный, — говорю я ему, — совсем как малыш в детском саду, который без разрешения воспитательницы залез на горку и скатился с нее прямо в глубокую лужу!»

Про беззубого дедушку и мечту четвероклассника.

Разбираем задачу про дедушку, раздавшего многочисленным внукам конфеты, причем каждому – разное количество. Один мальчик, замечтавшись, говорит, что на месте дедушки сам бы съел все конфеты. Я скептически возражаю: «Когда ты будешь старенький, у тебя от конфет будут болеть зубы и живот. Характер у тебя испортится, и ты из вредности начнешь кормить вредными сладостями малышей, чтобы у них тоже заболели зубы и чтобы они тебе посочувствовали и тебя пожалели». Аргументация показалась ученику убедительной, поэтому он вздохнул и вернулся к решению задачи.

Про строгого дедушку и Зину Торопыжкину.

После занятий вывел учеников и учениц к ожидающим мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Начал проводить традиционный «разбор полетов». Одному дедушке сказал, что фамилия его внучки сегодня будет «Торопыжкина». Потому что одно задание она выполнила быстрее всех, но и ошибок наделала больше всех. Строгий дедушка, который за внучкой пришел впервые и на подобных разборах раньше не присутствовал, моего шутливого тона не принял и начал меня отчитывать. «Почему вы не научили ребенка, что торопиться нельзя, что лучше сделать медленнее, но без ошибок, что нужно проверять решение и т.д.». Серьезно так, со всей строгостью. Как учитель нашкодившего ученика.

Кто бы стал спорить? У меня даже одно из правил ФБ так и звучит: «поленился проверить – потерял балл». Вот только мы его – в отличие от первых четырех – еще не учили и в тетрадки не вклеивали. Всему свое свое время.

И решил я дедушку немножко осадить. Стер с лица доброжелательное выражение и лучезарную улыбку, подбавил металла в голос и начал строго – но в рамках приличия — объяснять пожилому человеку. «Я вашу внучку вижу второй раз в жизни. Двух недель не прошло, как я начал ее учить. А почему вы за десять лет не смогли приучить свою внучку думать и проверять? Кто несет бОльшую ответственность за подготовку девочки, я или вы?». Дедушка опешил, видимо, не ожидал, что добренький Федор Борисович может разговаривать таким тоном. В итоге договорились, что работать будем вместе. Надеюсь, что он не обиделся. На всякий случай прошу прощения за металл в голосе, я в большинстве случаев действительно добрый и совсем не сердитый.

http://repetitorfb.ru/?p=2446