Движение по воде. Занятие началось с выполнения задания «Катер-4». Дети быстренько посчитали, какой будет скорость катера по и против течения, чему равна скорость реки и какова собственная скорость катера по озеру – в зависимости от заданных условий. В этот раз все трое сделали без ошибок. И не удивительно, ведь это уже четвертое однотипное задание. При выполнении первых вариантов они ошибок сделали гораздо больше.
(…Я не думаю, что в этом году на вступительных экзаменах по математике в Лицей информационных технологий будущим пятиклассникам попадется задача на движение по воде – традиционно одна задача в ЛИТ дается на движение по суше, вторая — на части/дроби/совместную работу. Но практически все мои ученики помимо ЛИТа готовятся к поступлению и в другие математические гимназии и школы ЮЗАО, поэтому я веду комплексную подготовку. В гимназии 1534, например, в прошлом 2014 году немало учеников на вступительных по математике в 5 класс срезалось как раз на задаче с течением реки…)
Подводные камни текстовых задач. Следующее задание – на умение читать условия. Составители вступительных задач иногда пытаются запутать учеников, используя для этого различные приемы и формулировки. Чаще всего дети, привыкшие в школе к очень просто сформулированным условиям, попадаются в эти ловушки – и теряют баллы. Поэтому я учу своих подопечных внимательно относиться к каждому слову в тексте задач. И тренировочное упражнение делаю несложным для вычисления (на уровне 240 : 6), но требующим внимания и понимания формулировок. В результате двое посчитали груши, яблоки и персики без ошибок, а один-таки угодил в ловушку. Еще раз обратил его внимание на «подводный камень» и заставил громко продекламировать «правило ФБ №1»: «Будь внимателен к деталям!».
Тестовый вариант экзамена. Затем раздал ученикам очередные варианты вступительных (подготовил их на основе реальных вступительных, которые мои ученики писали в прошлом году). «На старт, внимание, марш!!!» — и включенный секундомер стал неумолимо отсчитывать 20 минут – именно столько длятся испытания по математике для учеников, поступающих в ЛИТ 1533.
… Пока дети сосредоточенно пишут вступительные, проверяю домашнее задание.
Пример на порядок действий – отмечаю «ОК», все справились. Даже в делении сегодня никто не «потерял» 0 в частном – эта ошибка относится к числу самых распространенных.
Сложение и вычитание составных именованных чисел (это когда тонны и килограммы складываем с центнерами и граммами) – здесь традиционно делают ошибки либо из-за невнимательности, либо из-за упрямства. Сколько раз уже объяснял детям простые методы вычисления, но некоторые упорно идут сложным путем («мне так понятнее!») – и вполне предсказуемо делают арифметические ошибки.
Уравнения. Все вычислили правильно. В этой группе с уравнениями проблем нет, не то что в группе девочек. Те никак не хотят понять, что формальная проверка – когда вместо х они подставляют ответ и заново переписывают уравнение без вычислений – так вот эта формальная проверка никому не нужна. А нужно проделывать все вычисления «по-честному» и получать ответ. Порой мне достаточно спросить у допустившего ошибку ученика: «ну как из 4 тысяч можно вычитать 8 тысяч?», чтобы он сразу увидел, в каком именно действии он ошибся. «А, не вычитать, а складывать нужно было…» Ну а почему сам у себя не спросил? В общем, борюсь с переменным успехом…
Сложная задача на движение. По моей просьбе нарисовали не одну схему, а целых три. Это помогло им структурировать задачу, разделить ее на три простых этапа. Сначала одна машина едет. Потом вторая начала движение ей навстречу – и они встретились. И третий этап – когда после встречи они продолжили движение в разные стороны. Рад, что дома они разобрались и смогли получить правильный ответ. (Еще раз повторю, что в 1533 таких сложных задач не должно быть, но ведь мы готовимся не только в ЛИТ.)
Итак, домашнее задание проверено, замечания каждому ученику подготовлены, тут и время сдавать работы подошло. Двое успели сделать все пять заданий, третий из пятого задания сделал только один пример из двух.
Объявляю перерыв, идем на кухню пить какао или сок с печеньем и пряниками. Выдаю им разминочное задание из серии «играем с цифрами» — сегодня нужно получить десятки из 4 или пяти одинаковых цифр. Для пяти двоек ответ очевиден (2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10), для пяти троек или четверок так просто решить не получится. Задание коллективное, поэтому разгорается оживленная дискуссия и обмен («меняю решение с тройками на четверки!»).
Тем временем быстро проверяю ответы, чтобы после перерыва разобрать допущенные ошибки и дать каждому несколько советов, как не допускать подобных ошибок в дальнейшем.
После перерыва разбираем каждую работу, смотрим, на чем можно было сэкономить время, какие приемы быстрого счета использовать.
Затем разбор ДЗ и решение новых задач. Время летит незаметно – пора выдавать новое домашнее задание и заканчивать занятие. «А детский сад будет?» — с надеждой спрашивают ученики. «Конечно, — заверяю их я, — специально для вас приготовил новые головоломки». И выдаю им цветные лабиринтики, с которыми они расправляются меньше чем за две минуты. Теперь точно все, пора расходиться – нетерпеливые родители уже ждут под дверью…