Я очень неохотно соглашаюсь на просьбы родителей провести «хоть несколько занятий» накануне экзамена. Подобные телефонные звонки и электронные письма регулярно поступают с середины марта до середины апреля, как раз перед экзаменами в 5 класс наших сильных школ в ЮЗАО (лицей информационных технологий ЛИТ 1533, гимназия 1534, школа 1543, физмат школа 2007 в Южном Бутово и стоящая чуть в стороне гимназия 1567).
Некоторые родители почему-то уверены, что даже за 3-4 занятия хороший репетитор по математике сможет «оценить уровень знаний», «выявить и устранить пробелы», «подтянуть и натаскать».
Увы, эта уверенность относится к числу самых распространенных заблуждений (о типичных заблуждениях я рассказываю на субботних лекциях для родителей).
Что возможно
Что реально можно успеть? Оценить скорость и умение решать стандартные школьные задачи – безусловно. Выявить пробелы в знаниях – конечно. Убедиться в том, что ученик делает (или не делает) арифметические ошибки при сложении, умножении, делении – тоже реально.
Что невозможно
Но устранить пробелы в столь короткий срок невозможно. Научить правильно делить и умножать, доведя эти умения до автоматизма, – невозможно. Никакой репетитор по математике не сможет за пару недель заменить школу и регулярные домашние задания, которые должны выполняться на протяжении учебного года. Невозможно натаскать ребенка правильно составлять арифметические выражения на основе словесных записей, если прежде он этого никогда не делал. Невозможно научить четвероклассника правильно и быстро решать уравнения, если он не сталкивался с этим раньше…
Что успеваю
Да, я успеваю за эти несколько занятий показать ребенку некоторые подводные камни на предстоящих вступительных (родителей я тоже знакомлю с ними на своих лекциях). Я успеваю разобрать некоторые распространенные типы олимпиадных задач. Я даю несколько советов по технике написания вступительных.
Как вода в песок
Однако большинство моих усилий уходит как вода в песок – потому что дети в этом возрасте нуждаются в регулярном повторении и постоянном закреплении навыков (см. про ухо, из которого вытекает). А при столь кратком курсе добиться этого нереально. Поэтому я чаще всего отказываюсь от таких «экспресс-занятий». А если и соглашаюсь – то предупреждаю родителей, чтобы они не ждали чуда. Соломинка из железа попадается незадачливому пловцу один раз из тысячи.
Запись на мои занятия: здесь. Лекции для родителей: здесь
Из переписки с родителями
Фёдор Борисович, добрый день!
Это мама А., если вы помните, мы в срочном порядке занимались в конце мая.
Простите великодушно, что не написала вам в июне — мы ожидаемо не поступили, и почти сразу уехали на все лето. Но, несмотря на непоступление, я хочу поблагодарить вас за занятия.
На экзамене по математике в школу 1514 А. выполнил правильно пять из шести (кажется, именно столько было заданий) задач. Шестую не решил только потому, что не хватило времени. Над ним стояла преподаватель и настойчиво тянула к себе его листочек. Потом, когда мы пришли смотреть работы, нам сказали, что у А. все отлично и правильно решено, и страшно сокрушались, как же так, ребёнок не решил последнюю задачу. Попросили его решить её в их присутствии. Он сделал это быстро и легко😀 Все опять посокрушались — как же так!😀 Возможно, надо было подать аппеляцию и как-то побороться за поступление, но мы было слишком сильно ориентированы на но, что в этот год мы делаем пробные попытки. Кроме того, нам хотелось показать сыну, что математика — это не скучно, а интересно и здОрово😊 И лучше нас с этой целью справились вы — сын действительно полюбил все эти занятия и увидел в них намного больше, чем школьную обязаловку. Высокопарно, не тем не менее, верно все.
Кроме того, он действительно многому научился. Поэтому единственное, о чем мы сожалеем — это о том, что вы не занимаетесь с пятиклассниками😀
Ещё раз спасибо Вам большое!
http://repetitorfb.ru/?p=1980