Коллекционирую подборку ситуаций, когда дети плачут на моих занятиях. Когда они включают самый безотказный – с их точки зрения – защитный механизм, выдавая весь спектр эмоций – от «глаза на мокром месте» до «никаких платков не хватит». Но обо все по порядку.
Одна третьеклассница, назовем ее Катя (в своих заметках я, как правило, не называю настоящих имен), на занятиях математического кружка была самой активной: она быстрее всех считала, быстрее всех решала задачи, быстрее всех находила верные ответы на каверзные вопросы.
Но… Она не просто тянула руку – «спросите меня!!!», а выкрикивала ответ. Рассчитывая, видимо, что я ее похвалю. Мол, какая она умная и сообразительная. Я не скуплюсь на похвалы – детям нужно вербальное поощрение, которое повышает их самооценку и заставляет работать лучше. Тем более, если похвала заслуженная. И Катю я хвалил достаточно часто. Но когда она реально стала мешать другим – не оставляя им никакого шанса подумать – я «включил строго учителя». И предупредил, что пересажу ее из-за стола в кресло у противоположной стены. И это кресло будет не «почетным», как во время устного счета, а «позорным».
Предупреждение сработало – ровно на 5 минут. После чего Катя по старой привычке громко выкрикнула ответ. «На кресло!» — строго приказал я, грозно хмуря брови и стараясь сохранить серьезное выражение лица. Реакция девочки была предсказуема. От жалостливого «Я больше так не буду…» и «Федор Борисович, простите меня, пожалуйста…» – до упрямого « Не пойду!».
Ну, я с этим не первый раз сталкиваюсь. Все мои группы разные, но в каждой есть свои лидеры и тихони, заводилы и паиньки. И время от времени возникает ситуация, когда мне приходится жестко напоминать: «Мой кружок – мои правила».
В этот раз я прибег к банальному шантажу – пока Катя не сядет в кресло, я занятие продолжать не буду. И ушел на кухню – как раз нужно было помыть кружки после какао. Катино слезливое «Я больше не буду…» сменилось на общий хор «ну Федор Борисович, простите ее»… Заглянул в комнату, строго изрек «Мой кружок – мои правила» и вернулся на кухню стирать со стола крошки от пряников.
Шушуканье в комнате сменилось каким-то шевелением и радостным призывом вернуться, потому что Катя уже сидит в кресле. Захожу в комнату, и вижу, что на «позорном» кресле сидит Вера, которая нацепила бейджик «Катя». Улыбаюсь, но не принимаю игры и снова ухожу.
В итоге Катя – со слезами – села в кресло. И я продолжил занятие, раздав всем, кроме провинившейся, задания. А сам с Катей вышел на кухню, где дал ей стакан воды и объяснил, что я очень высоко оцениваю ее ум и знания. И что она молодец. Но нельзя мешать другим работать. Нельзя лишать других радости думать и находить правильный ответ. И попросил ее соблюдать заведенный порядок. Девочка пообещала и побежала обратно за стол.
«Шоковая терапия» помогла. Тем более что причина такого поведения была достаточно понятной. Родители дома девочку хвалили мало и редко. А ей так хотелось почаще слышать добрые слова и получать заслуженные похвалы.
Вывод. Родители, хвалите своих детей. Даже если совершенно не за что – все равно найдите какой-нибудь повод и похвалите. И почаще говорите им, что вы их любите.
Читайте дальше:
Пифагоровы штаны, или Детские слезы-2
Ребенок не верблюд, или Детские слезы-3
Синдром старшего брата, или Детские слезы-4 (готовится)
http://repetitorfb.ru/?p=2284