FB130 Основатель школы Федор Борисович Смирнов
e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовим к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

«Не мешайте детям думать»: заметки младшего педагога

С сентября 2017 года в Школе олимпиадной математики ведётся проект, подготовленный ещё Фёдором Борисовичем: «Младшие педагоги».

Студентка МФТИ Ольга Горбачёва — один из наших первых преподавателей, она занимается с второ- и третьеклассниками с самого начала программы. С разрешения автора мы публикуем её заметки о работе с детьми.


Последние полгода я много занимаюсь математикой с детьми 9-10 лет.

Мне есть что сказать.

Детям настойчиво помогают тогда, когда помощь им не нужна, и бросают на произвол судьбы, когда помощь необходима.

Представьте ситуацию: ребёнок решает задачу. Ну не то чтобы решает. Скорее безбожно тупит.

Что делают родители, оказавшись рядом? Тут несколько вариантов. Первый — убедить ребенка, что задача простая, второй — начать отчаянно подсказывать, третий — поторапливать и критиковать.

Знаете, что делаю я? Я первые 5-10 минут просто смотрю в потолок. Потом по ситуации.

Дети отлично умеют думать. Не надо им мешать. От того, что вы убедите ребенка, что задача простая он ее не решит, он расстроится, что не может решить простую задачу. От дёрганья и критики ребенок не решит задачу, ребенок начнет нервничать. Но самое неприятное — преждевременная подсказка. Круто! 72 на 4 разделили за 10 секунд, а не за минуту. Только в следующий раз ребенок не вспомнит, как это — думать, а просто будет ждать подсказки.

Самое эффективное время для помощи, по-моему, это момент, когда ученик готов сдаться и бросить, но ещё не сделал это. И то в 90% времени это не подсказка. Это:

1) сказать, что всё в порядке, и если нужно ещё время подумать, то у нас его сколько влезет и никуда мы не торопимся. Дети часто думают, что с ними что-то не так и им сейчас поставят 2, если они срочно что-то не придумают. И придумывают. Всякую фигню.

2) предложить им попить воды, сходить в туалет, отдохнуть 5 минут. Это или следствие возраста, или наследие школы, где даже чтобы сходить в туалет надо просить разрешения, но большинство учеников не осознают, что им некомфортно. И тупят вместо того, чтобы решить проблему.

3) сказать, что нормально не мочь что-то решить и если так и получится, то я тут и помогу. После этих слов почти всегда наступает озарение. Даже если это не решение или неправильное решение, это уже шаг вперёд.

И только если это всё не помогло:

4) намекнуть, что мы уже решали раньше что-то похожее (если решали);

5) помочь найти приблизительное решение, оценку, поперебирать какие-то варианты;

6) подсказать (напрямую или наводящим вопросом).

Это очень просто написать и очень трудно сделать. Потому что терпение заканчивается на пункте 1 или раньше. Я могу это все сделать только если я хорошо себя чувствую и не устала. Если это не так, то мы просто решаем простые задачи. Потому что традиционный способ «помощи» по моим наблюдениям приносит только вред.

Общий вывод такой: если ребёнок чем-то занят, попробуйте просто от него отстать, или поддержать (а не повоспитывать), если получилась лажа. Они от этого начинают думать (но не сразу).

И что-то мне подсказывает, что это всё не только про детей.