Лирические заметки репетитора по математике о том, как прошли первые занятия в 2016-17 учебном году.
… В этом году я снова работаю с четвероклашками, которых готовлю к поступлению в 5 класс. У них серьезные нагрузки, потому что конкуренция ожидается такая же жесткая, как и минувшей весной. И работаю с третьеклашками, для которых математика пока – это сплошной праздник, потому что интересно, занимательно и весело.
Пространство для знаний. На вопрос, удалось ли за лето как следует отдохнуть и освободить побольше свободного места в голове для новых знаний, дети отвечали по-разному. Кто-то радостно соглашался, что да, в голове стало много пустого места. А кто-то серьезно перечислял, какие задачи решал и что за лето освоил.
Любимая книжка. Спрашиваю девочку, что она читала летом. «Петерсона!», — с гордостью заявляет она. Все остальные хохочут, потому что понимают, что вопрос был о художественной литературе. Круг чтения у детей обширен – от Крапивина до Жюль Верна, от Врунгеля до Хоббита, от «Белого пуделя» до «Черной курицы».
Дремота на дождь. Непоседливый Г. ерзал на стуле, постукивал ручкой по столу, но решал все быстро, хотя и не всегда верно. Ошибки объяснил тем, что не выспался. Предложил ему подремать на диване. На что другой ученик скептически заметил, что за это выгонят. Нет, возразил я, не выгоню (или не за это). Знаю, что иногда дети плохо себя чувствуют, но не могут сформулировать причину. Это взрослым известно много умных выражений (вегетососудистая дистония, упадок сил, синдром хронической усталости, авитаминоз и т.д.), а дети таких слов не знают. Просто им не по себе, особенно когда за окном начинает накрапывать дождь. (И у меня были случаи — на индивидуальных занятиях, — когда девятикласснику было достаточно полежать несколько минут с закрытыми глазами, чтобы прийти в норму.) Но обошлись без дивана. Г. собрался, взял себя в руки и стал работать вместе с группой.
СМС-1. Получаю смс-ку. Федор Борисович! М. катался на роликах, показывал какой-то трюк, неудачно упал и получил травму. Едем в больницу. Занятие пропускаем, но ДЗ по почте ждем.
Небоскреб. Во время перерыва, пока я готовлю какао, дети строят башни из доминошек. Расстроенный А. пожаловался, что на летнем кружке построил башню в 16 этажей, а ее никто не сфотографировал. (Я засомневался, что там было 16 этажей, потому что этот рекорд поставили 3 девочки, и это было не на летнем кружке, а на занятиях мини-группы. Но спорить не стал). Извини, говорю ему, исправляюсь. Сделал фото башни. Красивая получилась.
Съедобное и несъедобное. Приходит следующая группа. Загорелая А. дарит мне букет цветов. Приятно. Спасибо. Поставил в вазу. Подросший за лето И. принес коробку конфет. Тоже спасибо. Открыли на перемене, ополовинили.
Летние законы арифметики. Пока дети не перестроятся после каникул, не адаптируются к нагрузкам после лета, их результаты вычислений озадачивают, удивляют, веселят. Решаем уравнения. А. достался пример 18 : х = 6. Получила х = 2. Долго не могла понять, чем я недоволен. Когда поняла, засмущалась, а потом засмеялась вместе с остальными.
С. решает уравнение 54 : х = 6. Получает в ответе 7. «С., ну шестью сколько будет 54?» — подсказываю я. «Восемь?». Все снова смеются. К. звонко шпарит таблицу умножения: «Шестью восемь сорок восемь!». С. нисколько не смущаясь, спрашивает: «Девять?»…
Переходим к устному счету. Н. достается сложнейший пример 9 : 3 = ??? Он уверенно отвечает 9 : 3 = 6. Дважды. Уверенно. Потом А. предположила, что это на марсианском языке. На нем «разделить» означает «вычесть». Все согласились. И даже безошибочно посчитали, что на марсианском 16 разделить на 4 будет 12.
СМС-2. Все не так страшно. Растяжение и ушиб. Писать М. пока не сможет, но устно готов. Можно прийти с другой группой? – Рад за М. Можно. Жду в такое-то время.
Буква А. Объясняю, как решать логические задачи с помощью стрелочек. Или без них. В кружках записываем первые буквы имен разноцветных гномов. Б – белый, С – синий. Вижу у ученика в одном из кружков букву «А». Это какой гном? Аранжевый!!!
Счастливые дети. Раздаю маркеры, стиралки, ламинированные листы с логической задачкой про Смешариков. Рисовать стрелки маркером (а потом стирать их) интереснее, чем простой ручкой. Раздаю листочки с текстом задачи. «А Копатыч это кто?» — вопрос меня откровенно радует. Есть еще счастливые дети, которые не смотрят телевизор. (Вспоминаю своего юного родственника, он в этом году пошел в первый класс. Так его летнее утро начиналось обычно не с умывания, а со включения планшета с мультиками.)
Про Красную Шапочку. Решаем задачу про Шапку и пирожки. Самый высокий из группы ученик В. удваивает 2 пирожка и получает …3! Наверное, один пирожок ты слопал, подкалываю я его. В. смущается, но продолжает решать. Удваивает 200 пирожков, получает 300. Все хохочут – понятно, куда делись 100 пирожков. Решаем дальше. В. удваивает 50, получает 100. «Наелся, наверное», — комментируют дети его верный ответ.
Идеальная группа. В очередной группе 4 девочки. На занятии – тишина, порядок и спокойствие. Ну почему мальчики не умеют себя так вести?!!
Мама одной из этих девочек перед занятием меня с грустью в голосе предупредила: за лето ничего не делали. Так что у девочки уровень не институтский, а едва тянет на первый класс… Ничего, успокаиваю я ее, у меня у самого за лето мозги атрофировались. Но после занятия говорю маме, что она зря на дочку наговаривала. Очень даже адекватный и сообразительный ребенок.
На джипе. Изучаем азы комбинаторики. Рисую две точки, соединяю двумя дугами. Есть, говорю, две дороги между городами А и В. Сколькими способами можно попасть из А в В? «Тремя!» — отвечает девочка М.. «Это как?» — удивляюсь я. «А вот так! Можно же еще напрямую проехать!», — соединяет она маркером А и В по прямой. Безмолвная сцена, завершающаяся хохотом остальных детей.
Аутотренинг для репетитора. Третьеклашки расселись на диване, где чувствуют себя более вольготно, чем за столом. Поведение соответствующее. (Не забываем, позади вольное лето, свобода и много движения. Усидеть спокойно даже несколько минут не каждому под силу.) Делаю замечание, не реагируют. Второе – тот же эффект. Картинно начинаю делать дыхательные упражнения и громким сценическим шепотом уговариваю себя: «Спокойно, Федор Борисович, это же дети. Их нельзя ругать и наказывать…» …Прислушались. Затаили дыхание. «Спокойно, Федор Борисович, детей нельзя ругать и наказывать, по крайней мере, на первом занятии…». Дети облегченно выдохнули. А напрасно. « По крайне мере, не в первые полчаса…». Итак, говорю я уже нормальным голосом, прошло уже 25 минут и мы продолжаем наше занятие. Следующие 10 минут все вели себя идеально. Вот она, сила аутотренинга!
Если бы к носу Иван Кузьмича… После занятия выдаю детей родителям, в двух словах рассказываю о том, как все прошло. М. – неплохо, К. – замечательно, Н. – просто умница. Поведение – все в разумных пределах. Восприятие материала – с учетом каникул очень даже сносно. И если бы пассивность О. соединить с гиперактивностью А. и поделить пополам, получился бы идеальный ученик… Но ничего, и так справились. Все – молодцы!