FB130 Основатель школы Федор Борисович Смирнов
e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовим к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

ЛИТ 1533. Операция без наркоза, или Как мои ученики сдавали экзамены 17 апреля 2016 г.

Представьте себе хирурга, который смотрит на руки пациента и решает, какой палец оставить, а какие девять удалить. При том что все пальцы здоровые и работоспособные.

Представили и ужаснулись? Вот примерно такие же, как мне кажется, мысли одолевали приемную комиссию ЛИТ 1533, когда конкурс в 5-й класс превысил 10 человек на одно место.

Чтобы облегчить выбор, «резали» где только могли. От изменения формата экзамена по математике, «неожиданных» задач, тем, топиков – до максимальной строгости в оценках.

Но обо всем по порядку.

Организация. Ровно в 9 30 открыли двери и начали впускать детей. Их распределили по этажам и классам – в алфавитном порядке. Каждому ребенку выдали код с паролем, по которому уже вечером можно было посмотреть свои результаты на сайте лицея.

На математику давалось 40 минут, на русский и английский — по 20. Все экзамены дети писали в одной аудитории, переходить никуда было не нужно. Между экзаменами делали перерывы по 5 минут (хотя некоторые родители написали мне, что те, кому не повезло, работали без перерывов).

Дети сидели по одному за партой, в классе постоянно находился учитель. Выдали листы в клетку – для черновиков и чистовика. Время, оставшееся до конца, объявляли не во всех классах. Где-то просто говорили, что пора переписывать на чистовик. А где-то стали подгонять, постоянно напоминать, что время заканчивается.

Плюсы и минусы. Когда я спрашивал детей, что им понравилось, а что нет, многие отмечали доброжелательность учителей. Особенно тот факт, что перед началом экзамена они всех подбодрили и пожелали удачи. А вот попугаи и гуляющий в коридоре кот кому-то понравились, а кого-то наоборот, жутко раздражали, потому что крики пернатых за стенкой мешали сосредоточиться, а на кошек была аллергия.

Математика. Совершенно неожиданно изменили формат вступительных. Вместо прошлогодних 10 баллов за математику давали аж 13 (но, увы, не всем). Вместо 30 минут дали 40, включили олимпиадную задачу, коих в ЛИТе отродясь не было. (На курсах малого ЛИТа детям якобы тоже обещали, что олимпиадных задач не будет.)

Что в итоге было:
— пример на порядок действий. Мы такие на занятиях прорешали в большом количестве.
— уравнение, довольно сложное, но решаемое.
— задача про площадь и периметр. Есть подвох, на котором многие потеряли баллы.
— задача «про три покупки». Тоже многих заставила помучиться.
— олимпиадная задача про переливания. Несложная. Я как раз аналогичную про Тома Сойера давал третьеклассникам пару недель назад. Но кто же знал, что такой «детский сад» дадут для 4 класса, да еще что у детей возникнут затруднения…

Замечу, что традиционных задач на движение в этом году – и в этом потоке – не было

Русский язык. Максимальная оценка – 10 баллов. Нужно было переписать текст Драгунского (раскрывая скобки) плюс два вопроса (или один?) для мини-сочинения.

По словам посещавших малый ЛИТ, по русскому было то же, что и на курсах. Тема сочинения «Опишите один день из жизни вашей семьи, который прошел необычно»

Английский язык. Экзамен по английскому состоял из двух частей, письменной и устной. Письменные задания, по словам детей, были легкие, зато топики попались такие, которых не было на сайте. В частности, «Любимая книга» и «Сити» (с вопросами про Царь-пушку и Царь-колокол).

Оценки моих учеников.

Начнем с приятного.

13 баллов. Удивительно, но на занятиях я оценивал эту девочку как «выше среднего», но далеко не «гениально!». Рад, что она смогла с доблестью выдержать непростое испытание и доказать своим примером, что максимальный балл реально можно получить. Обидно только, что в ЛИТ она поступать не планирует — и эти экзамены для нее были лишь очередной тренировкой…

12.5. Сильный мальчик, помимо моих занятий посещает разные кружки, выезжает в матлагеря. Результат по математике меня порадовал, по другим предметам – не очень…

12 баллов. Еще один «математик», на занятиях щелкал задачи как орешки, хотя иногда по невнимательности делал глупые ошибки. Видимо, на экзамене собрался и выложился до конца. Зато на русский, который у него шел после математики, сил, видимо, уже не осталось…

12 баллов. Довольно сильный ученик, со всеми заданиями справился, допустив глупейшую ошибку в таблице умножения. Но затем завалил английский, поскольку совершенно не был готов к топику, которого не было на сайте…

11 – 10 – 9 баллов. Хорошие дети, неплохие оценки. Если бы по другим предметам у них был максимальный балл, то поводов для переживания не было бы. А так – остается ждать «второй волны», когда в середине лета станет ясно, кто из рекомендованных к зачислению принес документы. а кто поступать не собирается и место в списке освобождает.

Ну и теперь — тот самый повод для расстройства и огорчения.

5.5 балла. Реально сильный мальчик, но звезды не сошлись… Услышал, что четвертую задачу ребята решают через х, а он через него не умеет. И его заклинило. Он занервничал, перестал вообще видеть решение, плюс их стали подгонять, постоянно напоминать про время, и все — он поплыл. Кстати, его мама очень сердита на курсы в Лите. Они вообще не решали там ничего из того, что дали на экзамене. (Я всегда говорю родителям, что курсы полезны. Но там никогда в лоб ко вступительным не готовят — у них другие задачи, подтянуть общий уровень учеников.)

5 баллов. Не самый сильный мальчик, но явно мог сработать лучше — за время занятий со мной он сильно прибавил и повысил свой уровень. К сожалению, дети, которые показывают значительный и быстрый прогресс на занятиях, очень нестабильны.

4 балла. Хорошая девочка, но не смогла собраться. И в какой-то момент опустила руки… Жаль.

Лотерея. Кого же наберут, задает риторический вопрос одна мама, если такие хорошие и сильные (объективно!) дети останутся за бортом? Ответа на этот вопрос у меня нет. Наверное, в первую очередь тех, кто успешно справился со всеми тремя испытаниями, а не только по одному предмету…

Поможет ли апелляция? На просмотр работ нужно идти обязательно. Я всегда привожу анекдотический пример, когда одной моей ученице за письменную работу по математике экзаменатор насчитал 2+2+2+2+1=7 баллов, что лишало ее шансов на поступление. А теперь внимательно пересчитайте баллы сами. Убедились, что работу вашего ребенка и его оценки стоит посмотреть очень внимательно? Экзаменаторы – живые люди, а проверить за полдня около 400 работ – это колоссальная по трудоемкости работа, поэтому ошибки здесь не исключены.

Читайте продолжение. ЛИТ 1533: ошибка в формулировке задачи на экзамене 17 апреля?