На первом занятии математического кружка было интересно и весело. Но не сразу.
Поначалу четвероклашки держались немного скованно, пытались не ударить в грязь лицом, стараясь дать правильные (ожидаемые) ответы на мои вопросы. Причем спрашивал я «о жизни» — зачем им нужна математика, кто в каких олимпиадах участвовал, кто куда собирается поступать и т.д. Серьезные, самоотверженные лица: «чтобы хорошо учиться», «чтобы поступить в ВУЗ», «чтобы много знать»…
Но «математический баскетбол» позволил мальчикам расшевелиться, раскрепоститься и развеселиться (в меру). Вы не знаете, что это такое?
Руководитель берет мяч (если на улице или в гостях) или мягкую игрушку (если у себя в квартире). Небольшая диванная подушечка тоже сгодится. И бросает ее по очереди участникам игры, называя вслух несложные примеры на сложение или вычитание. Например, «Пять плюс три». Участник должен поймать мяч-игрушку-подушку и как можно быстрее назвать ответ. Затем он сам бросает подушку другому участнику — уже со свои примером.
Помимо классной тренировки устного счета эта игра позволяет еще ребятам быстрее познакомиться — я просил, чтобы они перед броском подушки обращались к другим участникам игры по имени. Поэтому буквально через несколько минут все уже помнили, как зовут друг друга.
А потом началась работа…
Задачи, которые мы решали на первом занятии, я взял из архива устной олимпиады Мехмата для 3-классников, которая проходила в 2005 году. Вот некоторые из них.
Математический кружок. Несколько задач для 3-4 класса
1. В запись 15628733029 нужно вставить один знак «+» и один знак «=», чтобы получилось верное равенство. Покажите хотя бы один вариант, как это можно сделать.
2. Петю угощали конфетами. Сначала дали одну конфету. Затем Петя ел имеющиеся у него конфеты по такому принципу: ел конфету, которая у него уже есть, и если она ему нрави-лась, то ему давали еще две конфеты, если не нравилась – ел следующую. 25-я конфета Пете не понравилась и конфеты у него кончились. Сколько из 25-и съеденных Петей конфет ему понравились?
3. Чебурашка пошел на день рождения к Крокодилу Гене. Когда он прошел половину пути, он вспомнил, что забыл дома подарок и вернулся. Поэтому он опоздал к Гене на 20 минут. За какое время Чебурашка мог прийти к Гене, если бы не был таким забывчивым?
4. Весь школьный класс играл в снежки. В конце битвы оказалось, что число мальчиков, в которых попали снежком, равно числу девочек, в которых не попали. Кого в классе больше: тех, в кого попали снежком или девочек?
5. Бабушка пекла блины. Внук пришел из школы и тут же принялся их есть. Пока он съедает три блина, бабушка успевает испечь только два. Когда внук пришел из школы, на тарелке было 17 блинов. Сколько блинов съел внук, если он ушел, когда на тарелке было только 7 блинов?
Подробнее о моем математическом кружке в Новых Черемушках — на странице «математический кружок».