Как-то после очередного занятия (летом я занимаюсь с детьми математикой только в Барвихе, поскольку практически на бываю в Новых Черемушках) мама одного смышленого ученика попросила меня развеять ее сомнения. И ответить, как я расцениваю ее сына: как умного или как натасканного.
Я сразу вспомнил, как на одном из форумов возмущенные родители спрашивали, почему на вступительных в 5 класс по математике (речь идет о гимназии 1534) были совсем не такие задачи, как те, что разбирались в течение года на подготовительных курсах. Суть родительских претензий понятна: дети отходили на платные курсы, а на экзаменах им дали совершенно непохожие задания. На что один из преподавателей резонно ответил: гимназии нужны умные, а не натасканные дети. То есть такие, которые не просто записывают шаблонные решения олимпиадных задач, но умеют самостоятельно рассуждать и искать собственные подходы.
(Уточню: я не собираюсь здесь давать оценку ни завышенным ожиданиям родителей, ни эффективности подготовительных курсов в 1534. Я уже высказал свое мнение здесь: Варианты подготовки в математическую гимназию. Плюсы и минусы).
Мне показалось, что в своем ответе на форуме этот преподаватель сформулировал очень важный критерий, которым руководствуются школы при наборе новых учеников. Им нужны «умные» дети. А не «натасканные».
Однако не все так просто.
Потому что у умных, но не натасканных (читай, неподготовленных) детей шансы успешно сдать вступительные экзамены в 5 математический класс близки к нулю.
И вот почему: у ребенка не будет возможности проявить на вступительных свои выдающиеся умственные способности, если он (или она) не владеет определенными навыками. В частности, очень важны следующие навыки:
- Быстро и без ошибок выполнять арифметические действия. Многие сыпятся на простых по сути, но громоздких и трудоемких примерах на порядок действий. Либо делают ошибки, теряя баллы, либо тратят непозволительно много времени, не добирая баллы на других нерешенных задачах.
- «На автомате» складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами измерений (тонны-граммы, сутки-секунды, километры-миллиметры). И, разумеется, правильно оформлять результат вычислений.
- Кратко, но понятно оформлять решения задач. Неверно оформленная задача – потерянные баллы. А слишком большое время, потраченное на оформление, снижает шансы на решение других, более сложных задач.
- Распознавать тип задачи, чтобы, действуя по шаблону, быстро получить и записать ответ.
Есть и еще несколько важных навыков, включая психологическую и антистрессовую подготовку, которые позволяют «натасканному» ребенку набрать больше баллов, чем его не менее умному, но не такому подготовленному сверстнику.
Должен уточнить, что все вышесказанное в большей степени относится к письменным испытаниям (как вступительным экзаменам, так и олимпиадам). На устном собеседовании, где проверяется умение логически мыслить, «натасканность» играет меньшую роль.
Отсюда выводы:
- Умному и натасканному ребенку легче поступить в 5 класс, чем умному, но нетренированному.
- Умного (сильного) ребенка проще «натаскать», чем слабого.
- Слабый, но натасканный ученик, может – если повезет – набрать больше баллов, чем нетренированный «умник». Хотя учиться такому ребенку будет сложнее.
Но вернемся к самому началу заметки. Мне было достаточно просто сформулировать ответ на материнский вопрос. Я ее успокоил: «Ваш сын, безусловно, натасканный. И, разумеется, очень умный».