Перед лекциями, на которых я рассказываю родителям, как готовиться к поступлению в 5 класс математических гимназий и лицеев, я обычно прошу присылать мне вопросы.
Одна мама поделилась своей проблемой. Ее дочь – умненькая и сообразительная – постоянно пребывает в наивном заблуждении, что она с первого раза верно понимает условие задачи и с первой попытки все решает правильно. Тот начальный импульс, который она уловила в решении задачи или понимании текста, она считает безошибочным на все 100%! Иногда эта самоуверенность ее подводит…
Она игнорирует все мамины уговоры, что необходимо несколько раз прочитать условие, до конца понять суть задачи (нарисовать, начертить), прежде чем начать решать. А после того как решил, нужно все проверить. Все без толку, дочь игнорирует мамины увещевания. Девочка приспособилась к минимуму школьных требований и не напрягается.
Была бы рада совету, пишет мне мама, как усилить внимательность и выработать привычку к анализу, к умению увидеть текст задания «заново», до конца понять, о чем идет речь в задаче.
Я знаю, что ответить маме этой девочки. На лекции я расскажу ей о том, что ребенку, как и взрослому, нужна мотивация. Без мотивации ребенок минимизирует свои усилия и не будет напрягаться, чтобы лишний раз прочитать условие, повторить вычисления или сделать настоящую, а не формальную проверку.
Расскажу о «правилах ФБ», которые я вбиваю детям в головы на своих занятиях. В частности, «Правило №1. Отвечай на поставленный вопрос!». Приведу примеры проваленных экзаменов, когда дети ленились повторно произвести вычисления… И если мама сможет увлечь свою дочь стремлением поступить в хорошую школу (для чего нужно успешно сдать экзамены и не наделать нелепых ошибок), тогда половину работы по мотивации можно посчитать выполненной.
Родители, нужна ваша интеллектуальная помощь!
Вопрос родителям: приходилось ли вам сталкиваться с подобной проблемой? Как вы с ней справились? Как добились, чтобы у ребенка выработалась привычка перечитывать условия и перепроверять решения?
Вы можете прислать мне свои советы по почте repetitorfb@gmail.com или написать свой комментарий к статье в Facebook. Самые интересные ответы/советы будут размещены на моем сайте, а родители получат мою искреннюю благодарность.
… Вот что пишут читатели моего сайта
Письмо от Елены из Челябинска
Мне понравилось предложение директора лицея, куда мы готовимся поступать. Он приносил конфеты на урок и делал так: за верно решенную задачу ребенок конфету получает, за неверно решенную — конфету отбирают назад.
Для детей 10-11 лет конфеты, наверное, не актуальны. Можно использовать что-то другое.
Это просто способ показать, что надо хорошо подумать, прежде чем дать ответ (ляпнуть не задумываясь), иначе можно чего-то лишиться (конфет, баллов на контрольной и т.п.).
От ФБ: искренняя благодарность Елене. И для 10-летних четвероклассников, как показывает мой опыт, конфеты — прекрасная мотивация.
http://repetitorfb.ru/?p=2380