FB130 Основатель школы Федор Борисович Смирнов
e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовим к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

Репетитор по математике и колесо для неандертальца

Некоторые мои ученики, к сожалению, не умеют считать устно. Даже самые простые примеры, типа 36+42, вызывают у них непреодолимое желание схватиться за калькулятор. Или, в крайнем случае, посчитать в столбик на листочке.

Запрет на калькулятор на моих занятиях по математике действует строго — нельзя, и все. (Правда, на физике я калькулятор не запрещаю — раз в школе им разрешают применять его на уроках, так чего мне быть против?)

И порой мне приходится отвечать на сердитые вопросы недоумевающего ученика — а почему, собственно, нельзя? Мой самый веский аргумент — потому что на экзамене калькулятор под запретом — действует практически безотказно. И оставляю я его напоследок, сначала пытаясь убедить в необходимости напрягать и тренировать мозги, развивать память, укреплять логические способности… Но это не работает — зачем напрягаться и думать, если можно нажать пару клавиш и получить результат?!!

— А если калькулятор сломался или батарейка села? — спросил я как-то во время очередной такой дискуссии свою ученицу — девочку умненькую, но с определенным пробелами, которые я, собственно, и был призван выявить и устранить. Ответ ученицы меня сразил.

— Ну ведь деньги же всегда есть, — уверенно заявила она. — Можно купить новый калькулятор или батарейку. А вообще, калькуляторы — это каменный век, сейчас все пользуются телефонами.

И она продемонстрировала, как на экране телефона можно пальцем, не особо заботясь о почерке, написать 2х2, а умненький аппарат сам выведет на экран ответ =4.

Фразу про то, что деньги есть всегда, я списал на счет детской уверенности, что весь мир принадлежит им, и так будет всегда. А вот отсылка к каменному веку заставила меня призадуматься.

Не похож ли я — и другие преподаватели математики и репетиторы — на деревенского жителя прошлого века, который заставляет своего  сына осваивать управление лошадью, потому что лошадь с телегой — это надежно, а «железный черт» — трактор — это от лукавого.

Не похож ли я на зануду-фотографа, который заставляет ученика пользоваться экспонометром, чтобы определить уровень освещенности и выставить правильные параметры съемки? Ведь современные камеры, даже дешевые мыльницы, не говоря уже о продвинутых зеркалках, умеют автоматически выставлять нужные параметры, и делают это неплохо, даже в сложных условиях недостаточной или неравномерной освещенности.

Не похож ли я на древнего человека, которому подсунули колесо и даже тачку, а он, вместо того, чтобы перевезти на тачке тушу мамонта в пещеру, заставляет своих детей качать мускулы. Потому что сила — это важно, мышцы пригодятся в жизни, а колесо в нужный момент может сломаться. Или у него сядет батарейка…

Вот такие сомнения стали меня терзать. И терзают до сих пор. Так все-таки, что такое калькулятор? Средство избавить мозги от необходимости напрягаться, шевелиться и считать? Или то самое колесо, которое я почему-то не могу принять и оценить по достоинству?

Но сомнения остаются только внутри. Внешне все по-старому. И на математике мои ученики по-прежнему обходятся без электронных помощников. Пусть тренируют мозги — хотя бы на моих занятиях.