FB130 Основатель школы Федор Борисович Смирнов
e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовим к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

Математический турнир на математическом кружке

Для сегодняшнего занятия подготовил несколько заданий разного уровня сложности. Объяснил ребятам порядок действий: они делают задание (там несколько примеров или задач), сдают мне и получают новое. В отличие от обычного занятия, где все решают одни и те же задачи, на турнире условия задач для каждого участника немного отличаются. Т.е. списать – или подсказать другу — не получится, каждый должен думать сам.

И для кружка третьеклашек, и для кружка четвероклашек задания были одинаковыми. Составлял их так, чтобы даже самые неопытные обязательно что-нибудь решили. Так и получилось — многие решили много, но не все и не всё. И время отличалось — маленькие справились за 45 минут с тем, на что у старших ушло от силы полчаса.

Вот над чем работали сегодня мои кружковцы (привожу один вариант для каждого задания):

Задание 1. Арифметические действия.

За каждый верно решенный пример начисляется 1 балл.

2 + 2 =

2 + 3 + 4 – 5 =

48 : 8 – (27 – 18) : 3 =

(17 + 16) : 3 + 14 ⋅ 6 =

36 : 6 + (32 – 28) ⋅ 3 =

… Увидев первую строку, мой кружковцы дружно зашумели – мол, ерунда, легкотня и вообще здесь нечего делать. К третьей строке их возгласы поутихли. В итоге даже в этих пяти примерах некоторые умудрились наделать ошибок. Больше не шумят – поняли, что и легкие задания нужно выполнять вдумчиво и аккуратно.

Задание 2.  Три вкусные вопроса про Кроша, Нюшу, Бараша и пирожки

За каждый правильный ответ – 2 балла

Нюша испекла на праздник целый поднос пирожков и поставила его на стол. Мимо пробегал неуклюжий Бараш и задел копытом поднос. Ах! И на пол упало 12 пирожков… Хорошо, что это в 3 раза меньше, чем осталось на подносе.

Вопрос 1. Сколько всего пирожков напекла Нюша?

Вопрос 2. Сколько времени работала печка, если она выпекала по 4 пирожка в минуту?

Вопрос 3. Сколько времени понадобится Крошу, чтобы слопать все оставшиеся на подносе пирожки, если за час он может съесть 60 пирожков?

Большинство справилось без проблем. Но без ошибок не обошлось. Типичная ошибка –  результат невнимательно прочтенного условия и/или вопроса. «Все пирожки» – это и те, что на подносе, и упавшие. Именно для всех пирожков вычисляем время работы печки. А вот Крош съел только те пирожки, что остались на подносе.

Задание 3. Найди закономерность – определи, как нижние цифры связаны с верхними. Заполни пустые клетки.

Каждое правильное решение – по 2 балла

3

5

12

7

9

6

10

24

 

 

 

3

5

4

7

9

12

14

13

 

 

 

12

42

6

30

24

6

21

3

 

 

 

Задание 4. Соответствия. Для каждой пары вагончиков найди свою тень.

Задание очень легкое, совсем для малышей. Поставил его, чтобы дать возможность кружковцам отдохнуть перед следующим, самым сложным заданием. Справились практически все, хотя и здесь один не очень внимательный (хотя обычно вполне сильный) кружковец взял и напутал с ответами.

Задание 5.  Разные олимпиадные задачи.

(Четыре задачи мы уже решали на занятиях, одну – похожую – разбирали, и только про сметану – совсем новая задача).

1. У Вани есть 7 кубиков с красными и синими буквами. На 5 из них написаны синие буквы, а на 4 – красные. На скольких кубиках написаны буквы двух цветов?

2. Два всадника ехали навстречу друг другу: один делал по 12 км в один час, а другой на 3 км больше. На каком расстоянии друг от друга они будут через 2 часа после встречи?

3. Кошка Мурка съедает миску сметаны за 6 минут, а кот Васька – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят сметану вместе?

4. Лифт поднимается с 1-го этажа на 3-й за 7 секунд.  За какое время он поднимется с 1-го этажа на 9-й?

5. На дворе ходят собаки и куры. У всех животных вместе 34 ноги и 11 голов. Сколько на дворе кур и сколько собак?

6. Два землекопа выкапывают 2м канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5м канавы?

Впечатления от математического турнира.

Дух соревнования заставлял мобилизоваться и работать интенсивнее, чем обычно. Но главное отличие этого занятия от предыдущих – эмоции.
Нескрываемая радость от быстро (хотя не всегда правильно) решенного задания – «Федор Борисович, я все, давайте следующее!»…
Азарт и нетерпение, когда на доске я заполнял таблицу с итогами.
Гордость победителей (они получили право наклеить себе в тетрадь или на бейджик большую цветную звездочку) и огорчение отстающих (им, впрочем, тоже достались звездочки, но размером поменьше).

На новогоднем турнире, который я планирую провести 5 и/или 6 января, будет еще интереснее. Приглашаю тех кружковцев, которые никуда на каникулы не уезжают.

Подробнее о моем математическом кружке в Новых Черемушках