На пробное занятие математического кружка для 2 класса были приглашены 7 первоклассников и первоклассниц. Во второй класс они пойдут в сентябре, так что пока сохраняется путаница: кружок для 2 класса, но занимаются на нем первоклашки.
За 5 минут до начала получаю СМС – один мальчик не приедет, причины не называют. С сожалением думаю, что могли бы предупредить накануне, тогда я вместо него пригласил бы на тестирование другого новенького.
Итого: на кружке 6 человек. Из них 4 приходят уже на второе занятие, один мальчик две недели назад был на тестировании и сейчас у него первое настоящее занятие, и еще один первоклассник попал ко мне впервые, так что для него тестирование и пробное занятие совмещены.
Зебр и Коза
Начинаем с простенького задания «найди 10 различий». Кто-то из детей впадает в ступор: картинки отзеркалены, поэтому отличается абсолютно все. Не понимают, как определять, что именно отличается. Успокаиваю, объясняю, что различия нужно искать с учетом «перевернутости». Две шустрые (и очень громкие) девочки бодро рапортуют, что нашли уже 12 различий. Понимаю, что такого не может быть, смотрю на их творчество. Ну точно, считают отличия дважды — на каждой картинке из пары. Объясняю, что нужно считать только один раз. Творчество получается коллективным, в конце концов находим все различия, включая галстук-бабочку, которую нацепил щеголь-Зебр. (А как иначе назвать зебру мужского рода, если она/он в брюках, смокинге и в бабочке?)
Впиши числа
Несложное задание — нужно вписать числа в квадрат 2х2, где известны суммы по строкам и столбцам и одно из чисел. Упражнение прекрасно тренирует навыки устного счета. Четверо, включая обеих громких девочек и двух тихих мальчиков, сделали быстро и правильно. Остальные два мальчика сделали медленно и с ошибками.
5 задач про про поросенка, зайца и деньги
Раздал детям листки с несложными задачками. Разумеется, картинки вызвали ожидаемое оживление и веселые возгласы. (Хорошая картинка способна превратить скучное решение задач в увлекательное занятие.)
Поросенок нашел 10 рублей, а заяц на 4 рубля меньше.
1. Сколько денег нашел заяц?
2. Сколько денег они нашли вместе?
3. Сколько будет у каждого, если они поделят эти деньги поровну?
4. У поросенка и зайца денег поровну. Сколько денег должен дать поросенок зайцу, чтобы у зайца стало на 4 рублей больше, чем у поросенка?
5. У поросенка на 10 рублей меньше, чем у зайца. Сколько денег должен отнять поросенок у зайца, чтобы у них стало поровну?
«На старт, внимание, марш!» — я включаю секундомер, дети переворачивают листочки и начинают решать. Интересно наблюдать, как по-разному они ведут себя. Кто-то шевелит губами, кто-то чуть слышно читает по слогам, кто-то сразу начинает записывать ответы.
Двое практически одновременно сдают мне работы, пытаются поспорить, кто был первым. Я снимаю все причины для спора и на листочках ставлю «1-2» — то есть оба сдали вместе. Ошибок нет. Третий тоже сдает без ошибок. Четвертый — откровенно слабый мальчик — ошибается в задачах 2, 3, 4 и 5. Бойкие девочки отстают. Но не потому, что плохо соображают или считают. Они пока очень медленно читают, и это мешает им показывать хорошие результаты. Ну ничего, впереди лето, они должны подтянуться.
Самое маленькое число
Рассказываю про мальчика, который не любил большие числа. И старался сделать их поменьше. Он в каждом числе зачеркивал какую-то цифру, а если родителей не было дома, то и две. Ну а когда бабушка уходила гулять, то даже три цифры зачеркивал…
(Первоклашки не спросили, а вот второклашки на таком же занятии поинтересовались, как он поступал с деньгами. Ведь если на 1000-рублевой бумажке зачеркнуть ноль, она превратится в 100 рублей. Успокоил детей, сказал, что деньги он любил и ничего с ними не делал.)
Раздаю задание. Поскольку выполняем его впервые, ошибки делают все. Кто-то неправильно понимает условие, кто-то зачеркивает лишние цифры, кто-то зачеркивает сколько нужно, но не те. Нормально, это задание мы будем выполнять еще несколько раз — это типичная олимпиадная задача, только там числа длиннее и у мальчика характер хуже — он может зачеркнуть и 4, и 5 цифр.
Три тройки и какао с пряниками
Перерыв. Идем на кухню пить какао с пряниками. Или яблочный сок из пакета, это уж кто как захочет. Берем с собой листочки с новым заданием — получить из трех троек разные числа. Конечно, для них это еще сложновато, но какие-то варианты дети сами — или с моей помощью — находят.
Лишнее слово
После перерыва возвращаемся в комнату. Дети рассаживаются на диване, я на доске вывешиваю задание. Четыре слова, из которых нужно найти лишнее. Слова подобраны так, что лишним может оказаться каждое из них. Дети пытаются рассуждать, мыслить логически, делать верные выводы. У них получается.
Считаем и режем
Садимся за стол, учимся считать треугольники и резать прямоугольники. Разочаровались, когда я сказал, что ножницы они не получат. Резать будем по линиям — карандашами или ручками.
Детский сад
Под конец занятий приберег еще два задания из категории «детский сад». Лабиринтик и картинку, где спрятаны мелкие рисунки, которые нужно разыскать. Лабиринтик успели, поиск деталей остался на дом. Тут и родители подоспели, чтобы забрать своих детей. Довольных, веселых и (мое оценочное суждение) поумневших.