Летом 2014 года (в июне-июле) работал в основном с учениками, закончившими 3 и 4 классы. Их можно разделить на две категории: те, у кого есть мотивация работать летом, и те, у кого мотивации нет. Вот пара зарисовок про моих учеников.
Обаятельный, но ленивый. Один из моих любимчиков – Тимофей (все имена в моих заметках, как правило, изменены). Он занимается со мной с сентября, так что я его – и его «приемчики» — хорошо изучил. Светлая голова, умница, обаяшка – но, как бы это сформулировать поделикатнее — несколько ленив. Зачем что-то учить, если он и так первый ученик (по математике) в классе в нашей Барвихинской школе?
Потом в какой-то период у него появилась четко выраженная мотивация – нужно было готовиться к собеседованию и тестированию в серьезную школу-интернат. И в те дни я на него просто нарадоваться не мог – так активно и с удовольствием он работал на занятиях, делал домашние занятия, впитывал знания как губка.
Но вот первый тур успешно пройден, а для второго и третьего математика больше не нужна. Тут-то всю работоспособность как рукой сняло. И начались попытки манипулировать репетитором: я плохо себя чувствую, я не выспался, а можно я это задание не буду делать… Пришлось применить строгие меры.
Результат: Тимофей прошел все отборочные этапы, поступил в 5 класс. А летом мы с ним освоили все три части учебника Петерсон, чтобы в сентябре он чувствовал себя в новом коллективе более уверенно.
Мотивированные и амбициозные. Совсем по-другому работает на летних занятиях троица «олимпиадников» — Вика, ее брат Алеша и их одноклассник Митя. Все перешли в 5 класс известной математической гимназии в ЮЗАО, у каждого за плечами успешные выступления на самых разных математических олимпиадах.
Учить их – одно удовольствие, хотя первая встреча с ними (в начале июля) меня немного расстроила. Только начну читать условие задачи – а они уже хором кричат «Знаем!». И с ходу решают. Беру другую тему – и эти задачи они умеют решать! Ну что с ними делать? Сами напросились, пустил в ход «тяжелую артиллерию» — задачки посложнее, из программы для детей постарше. Тут и началась серьезная работа…
Интересно наблюдать, как работает эта группа. Дух соревновательности, неподдельная радость, когда удается что-то решить первым, подшучивание и подколки в адрес отстающих (но все в этически допустимых рамках)… Уязвленное самолюбие мальчиков, если девочка справляется первой, заставляет их напрягаться, чтобы опередить соперницу в следующем задании… Часто им это удается, но далеко не всегда.
Да, подготовка у них хорошая – чувствуется, что в течение года они плодотворно занимались с хорошим репетитором. И многое освоили. Но олимпиадная математика – это безграничное море тем, задач и заданий, множество стандартных и нестандартных методов и подходов к решению. Так что, тешу себя надеждой, июльские занятия помогли им сделать очередной шаг на пути к покорению новых олимпиадных вершин.