Это — устаревшая страница, но здесь есть интересная информация
Мои занятия можно условно разделить на 4 типа:
- подготовка к поступлению в математический класс (индивидуально),
- помощь по школьной программе (индивидуально),
- мини-группы (3 человека),
- математический кружок (6-7 человек).
Принципы построения занятия:
- Работа по плану
- Учет особенностей ученика
- Контроль состояния, настроения и работоспособности ученика
- Перерывы
- Смена видов деятельности
- Похвалы и поощрения
Работа по плану
Для каждого занятия я готовлю план – какую тему будем проходить, какие задания выполнять. Понятно, что план занятия с 4-классником, который собирается в математическую гимназию, будет отличаться от плана урока для ученика, которому я помогаю освоить школьную программу. Если у первого в плане – изучение какой-нибудь новой олимпиадной темы, то у второго упор делается на выполнение домашних заданий по алгебре и геометрии, а также на разъяснении непонятных моментов из пройденного в школе материала.
Учет особенностей ученика
Пусть это звучит банально, но одинаковых учеников не бывает. И у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Именно это я и стремлюсь учитывать в работе с каждым школьником. Слабые стороны – подтянуть и усилить, сильные – развить и укрепить.
Контроль состояния, настроения и работоспособности ученика
Первые 30-40 минут занятий – самые эффективные. Затем работоспособность ученика снижается, он начинает отвлекаться, его внимание рассеивается. И здесь я либо объявляю небольшой перерыв, либо (если время перерыва еще не подошло) переключаю внимание ученика на другой вид деятельности. Что позволяет вернуть работоспособность на прежний уровень.
Перерывы
5-минутные перерывы – это необходимость. Если в школе на 45-минутном уроке математики у ученика есть возможность отключиться, посчитать ворон и даже поиграть на смартфоне, то во время индивидуального занятия ему приходится работать постоянно. Нагрузка выше, усталость накапливается быстрее. Перерыв – это несколько минут, чтобы отключиться от математики, поболтать и даже постоять на голове (именно так один мой 4-классник стимулировал приток крови к своему мыслительному аппарату).
Смена видов деятельности
Переключение со школьных задач на занимательную математику, с трудных олимпиадных тем на легкие школьные задачи – это прекрасный способ заставить ученика поработать еще, сохраняя нормальную работоспособность. Один из моих семиклассников с нетерпением ждал, когда в конце урока мы будем с ним решать задачи из архива математического конкурса «Кенгуру». И решал их с необычайным энтузиазмом, который трудно было ожидать к концу второго часа занятий.
Для школьников постарше «переключение» более жесткое – например, с решения уравнений на вычисление производных. С алгебры – на геометрию или с тригонометрических задач – на теорему Вейерштрасса.
Похвалы и поощрения
Детей нужно хвалить. Благо, на уроках математики таких поводов бывает предостаточно — я использую любую возможность, чтобы заслуженно похвалить ребенка. Похвалы повышают самооценку ученика, вселяют в него уверенность в собственных силах. И тем самым делают занятия более продуктивными и результативными.
Подробнее о математическом кружке в Новых Черемушках
О том, как проходят мои занятия, можно прочитать в «репортажах с занятий»:
Как прошло первое занятие математического кружка в Новых Черемушках
Как прошло второе занятие математического кружка в Новых Черемушках (4 класс)
Математический турнир на математическом кружке
Как прошло занятие мини-группы 22 ноября
http://repetitorfb.ru/?p=78