FB130 Основатель школы Федор Борисович Смирнов
e-mail: repetitorFB@gmail.com

Готовим к поступлению в 5 класс

Сильные школы ЮЗАО
Сильные школы ЗАО
Сильные школы СВАО
Сильные школы ЮАО

Бунт на корабле, или Снова о правилах игры

Позвонила мама ученика, вся в расстроенных чувствах. Серьезный конфликт с Виктором (имя, по традиции, изменено). И она не знает, как лучше поступить.

Суть конфликта. 4-классник сел выполнять мое домашнее задание: 5 задач со вступительного экзамена в одну из сильных московских гимназий. Поработал 40 минут, сделал задачи №3, №4 и №5. И сказал – все, хватит. Мама требует, чтобы он поработал еще, потому что за два первых примера он даже не брался. Парень – в штыки, заупрямился – мол, «Федор Борисович сказал, что сколько сделаю – столько и сделаю. И вообще, это сложные задачи, не для 4 класса, а для 5-классников…»

Мама стоит на своем – нет, делай все задания. Сын упрямится. В общем, конфликт, взаимное недовольство, риск испортить отношения между собой — и надолго привить отвращение к математике.

Моя роль в возникновении конфликта. Показывая на прошлой неделе листок с заданиями маме, я действительно сказал: «Пусть мальчик поработает 45 минут – и сделает столько, сколько успеет. Остальное – пусть делает уже без оглядки на время». Ученику я сказал почти то же самое – сделай, что сможешь, за 45 минут. Остальное  — по мере возможности. И для поднятия его самооценки уточнил, что это – сложные задачи, их должны решать 4-классники, которые фактически уже заканчивают свой учебный год (т.е. практически 5-классники).

Естественно, каждый – и мама, и сын – поняли мои слова по-своему. Школьник – что «задачи сложные, а работать нужно (можно) 45 минут». Мама поняла, что «45 минут – обязательно, чтобы посмотреть, что именно ребенок успел, а остальные задания – делать непременно, но уже без ограничения времени». И обычно конфликтов в такой ситуации не возникает – мои ученики и их родители, как правило, достигают взаимопонимания.

А здесь мама, как она сама признает, относится к учебе сына вообще, и к заданию репетитора по математике, в частности, с огромной ответственностью. И переживает, что задание не выполнено. В то время как ученик выполняет заданное по минимуму – и не парится переживает. И это объяснимо – мотивация-то у 10-летних пока отсутствует. А то, что задано – обязательную часть – он вроде как выполнил.

И мама спрашивает моего совета – что делать? Настаивать, рискуя окончательно испортить отношения, или уступить? Подобные конфликты из-за учебы, оказывается, у них уже давно. По голосу понимаю, что она очень расстроена. И действительно не знает, как лучше поступить.

Призываю на помощь весь свой педагогический опыт и начинаю раскладывать все по полочкам.

Первое. Налицо типичное проявление конфликта «родитель – не учитель». Очень часто ребенок не воспринимает родителей как педагогов.  Правда, знакомая ситуация: «а учитель нам говорит по-другому, ты вообще все не так объясняешь!»? (Кстати, именно поэтому на мой математический кружок в Новых Черемушках ходит дочка «математических» родителей – и мама, и папа окончили в свое время физматшколу, но не собираются портить отношения с ребенком, пичкая ее математикой. Пусть это делает репетитор, а родители лучше останутся «белыми и пушистыми»).

Второе. Не зафиксированы «правила игры» — сколько времени мальчик должен уделять математике в течение недели. И если с точки зрения мамы 40 минут – это очень мало, то с точки зрения сына – более чем достаточно. У каждого своя правда.

Третье. Мой прокол. Я должен был проследить, чтобы задание было записано в тетради (с четкими формулировками – что и когда нужно сделать.) Иначе – двоякое толкование, которое заинтересованные стороны будут трактовать в свою пользу.

(Конечно, по телефону я использовал несколько другие выражения, может быть, не столь четкие формулировки, но суть разговора здесь передана достаточно верно).

Как выходить из конфликта? Вот о чем мы договорились с мамой Виктора.

  • Самое главное – обсудить с ребенком, сколько времени он должен тратить на математику. И эту договоренность нужно зафиксировать на бумаге.
  • Далее, мое домашнее задание будет записано в тетради у ученика – с однозначными формулировками (что обязательно, что – дополнительно, если хватит времени).
  • Мама ограничивается контролем в рамках договоренностей – важно, чтобы ребенок сел за математику и посвятил ей обговоренное время.
  • А вот результат – что сделано, что нет – мама контролировать не будет. Эту функцию выполняю я – и уже сам воздействую на ученика, в зависимости от его работы.

Как мне показалось, мама со мной согласилась. И даже немного успокоилась. Посмотрю, как будут развиваться события – удастся ли нам, двум взрослым, добиться желаемых результатов. Как-нибудь напишу продолжение заметки.